Права и обязанности заказчика/сертифицированного заказчика

Заказчик – организация, чья система менеджмента подвергается аудиту в целях ее сертификации.
Сертифицированный заказчик – организация, чья система менеджмента была сертифицирована.

Выполнение требований ОС СМК обеспечивается на основе юридически действительных соглашений, в которых предусматривается чтобы заказчик/сертифицированный заказчик:

  • выполнял требования ОС СМК при ссылках на свой статус сертификации в средствах массовой информации, таких как Интернет, брошюры, реклама или другие материалы;
  • не делал или не допускал никаких вводящих в заблуждение заявлений относительно своей сертификации;
  • не использовал или не разрешал использовать документ о сертификации или какую-либо его часть каким-либо образом, вводящим в заблуждение;
  • при приостановлении или отмене действия сертификата прекращал ссылаться на него в рекламных целях;
  • вносил коррективы во все рекламные материалы при сужении области сертификации;
  • не допускал использования ссылок на сертификацию своей СМК каким-либо образом, позволяющим предположить, что ОС СМК сертифицировал продукцию (включая услугу) или процесс;
  • не давал понять, что действие сертификата распространяется и на деятельность, не охваченную областью сертификации;
  • не использовал свой сертификат таким образом, что это может негативно сказаться на репутации ОС СМК и привести к потере доверия общественности.

ОС СМК осуществляет надлежащим образом контроль за правом владения и предпринимает соответствующие действия в ответ на некорректные ссылки на статус
сертификации или вводящее в заблуждение использование сертификационных документов, знаков соответствия или отчетов по результатам аудита.

Права заказчика/сертифицированного заказчика

Заказчик/сертифицированный заказчик имеет право:

  • обращаться для осуществления сертификации СМК в ОС СМК;
  • запрашивать информацию о ходе работ по сертификации;
  • требовать от ОС СМК, сохранения конфиденциальности информации, используемой или полученной в ходе сертификации;
  • требовать от ОС СМК актуализированное подробное описание схемы сертификации;
  • на стадии согласования плана аудита отвести кандидатуру любого члена экспертной группы с обоснованием причин;
  • на расширение области сертификации (при этом срок окончания действия выдаваемого вновь сертификата остается тем же, что был указан в отмененном сертификате);
  • в месячный срок после получения решения об отказе в выдаче сертификата направить в комиссию по апелляциям ОС СМК заявление о несогласии с заключением экспертной группы;
  • подавать апелляцию на решения ОС СМК;
  • подавать жалобу в ОС СМК;
  • добровольно заявить о намерении приостановить/аннулировать сертификат соответствия.
Обязанности заказчика/сертифицированного заказчика

Заказчик/сертифицированный заказчик обязан:

  • оформлять заявку на сертификацию по установленной ОС СМК форме;
  • обеспечивать соответствие своей СМК требованиям стандартов;
  • соблюдать процедуры сертификации СМК, установленные ОС СМК;
  • предоставлять экспертной группе, в ходе проведения аудита, беспрепятственный доступ: на территорию организации и в ее подразделения, ко всем процессам и участкам, на которые распространяется область распространения СМК; к документации СМК, в том числе руководствам, документированным процедурам, инструкциям и т.д.; к оборудованию, задействованному в процессах СМК; к персоналу, осуществляющему деятельность и информации, подтверждающей его квалификацию; к записям, отчетным документам в количестве и объеме, позволяющим оценить полноту и соответствие требованиям применимого стандарта; записям по жалобам и претензиям со стороны потребителей и других заинтересованных сторон и предпринятым корректирующим действиям;
  • обеспечивать возможность присутствия наблюдателей (экспертов-стажеров);
  • обеспечивать возможность наблюдения за выполнением экспертами по сертификации ОС СМК работ в соответствующей области аккредитации сопровождающим экспертную группу представителям ОС СМК и/или Органа по аккредитации в сфере ОПК;
  • оплачивать услуги по сертификации согласно заключенного договора на предоставление этих услуг;
  • нести ответственность за полноту и достоверность всей информации представленной в ходе проведения сертификации;
  • нести ответственность за проведение корректирующих действий, необходимых для исправления несоответствий, которые установлены ОС СМК;
  • информировать ОС СМК обо всех структурных и качественных изменениях СМК, которые могут оказать влияние на ее функционирование;
  • продолжать соответствовать требованиям стандарта, на соответствие которому проводилась сертификация, связанных: с организацией и управлением (например, с ключевым управленческим персоналом, лицами, принимающими решения, или техническими специалистами); контактным адресом и месторасположением; областью деятельности в рамках сертифицированной СМК; важными изменениями в СМК или ее процессах;
  • информировать ОС СМК об изменениях юридического адреса и банковских реквизитов, юридического, коммерческого, организационного статуса, формы собственности;
  • использовать сертификат соответствия, только в сферах, на которые он распространяется;
  • в случае приостановления или отмены действия сертификата соответствия отказаться от дальнейших рекламных действий, ссылающихся на его наличие, а также внести коррективы в рекламу при сужении области сертификации; прекращать указывать в рекламной документации, письмах, а также на своем сайте и на документах для внутреннего пользования сведения о сертификате соответствия;
  • выполнять обязательства по обеспечению безопасности членов экспертной группы при проведении аудита «на месте».